Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 19:10

МДОАУ д/с №32

г. Райчихинск


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование нравственного здоровья дошкольника.

На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья.  Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, который в свою очередь, способствуют укреплению здоровья, в данном случае нравственного.

 Нравственное здоровье включает в себя ценности  и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.  На кого возлагается ответственность за нравственное здоровье подрастающего поколения? На семью или образовательные учреждения? Какие методы и средства следует использовать?

 Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации (В.А. Сластенин, Г.А. Чижакова и др.), термин этот чаще всего понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность  личности и избирательность её поведения.

Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени  - с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIXXX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.

Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на который следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность  - личность человека, его неповторимость, индивидуальность, Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, который также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это: жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Общеизвестно, какое важное значение имеет семья  для  формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития. Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне, близкой к тому процессу, который известный К. Лоренц назвал импринтингом (анг. «запечатление образа»). Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым их отношения между родителями в семье. Родители не  только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером. Однако, в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям  - речь идет о формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться: во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний (здесь уместно вспомнить замечательных ученых как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухиной).

Только опираясь на природные задатки и возможности, «натуральные формы психики» (Л.С. Выготский), а также на индивидуальный субъективный опыт, взрослый, может развивать систему потребностей, а следовательно нравственное здоровье.

Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

Так, минуя рассудок (сознание), на рефлекторном уровне формируется определенная система представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.

В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.

Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.

Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.

В этом случае важно:

·                    содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;

·                    обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;

·                    раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.

Вышеперечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке. В противном случае слова, даже наполненные самой большой и высокой мудростью, не будут иметь никакого веса и не принесут пользы. Однако, не секрет: порой случаются срывы: никто не застрахован от ошибок. Как быть в таком случае? Правильнее признать свою ошибку перед воспитанниками. Подобный подход не только сохранит атмосферу доверия между взрослым и детьми, но и послужит примером разрешения конфликтной ситуации.

Формула «воспитатель всегда прав» не может иметь места в ДОУ. Важно, чтобы педагог был способен:

·                    признать и принять собственное нравственное несовершенство, «не опускать руки» от понимания своего несовершенства. Важно решиться на самосовершенствование;

·                     раскаиваться в своих проступках. Не просто признавать их, а искренне сожалеть о содеянном, принимать решение больше этого не повторять, и стараться держать свое слово;

·                    быть требовательным и строгим к себе, со всей ответственностью формировать привычку контролировать свои мысли, не забывать о совести;

·                    открывать сердце для добродетели. Верить: если призовешь в свое сердце терпение, любовь, бескорыстие, жертвенность, обязательно их обретешь;

·                    взять за правило: не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность. Стараться преодолеть  в себе негативизм, гневность, раздражительность и др.; гнать мысли осуждения и всегда помнить о чем-то добром, значимом, связанном с человеком, вызывающем осуждение;

·                    наполнять сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы о любви, чья жизнь вдохновляет на добрые дела, кто мог бы стать образцом для подражания;

·                    находить в окружающих близких  и воспитанниках хорошее, доброе начало, верить в то, что они могут стать порядочными, даже если совершают, казалось бы, неблаговидные поступки.

Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого, понятие нравственного здоровья не появиться, так как дети не научатся любить окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между воспитанником и педагогом, а также с близкими ему людьми приведет к искажению у ребенка способности эмоционально откликаться на другого человека. Ведь не случайно В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением, и потому бессильно над умом и сердцем».

Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе,   были достаточно развиты  нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sneginka (29.03.2013)
Просмотров: 3181 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz