На современном этапе, как и ранее, педагогическая
общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного
здоровья. Факт этот обуславливается
социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям,
необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, который в свою
очередь, способствуют укреплению здоровья, в данном случае нравственного.
Нравственное
здоровье включает в себя ценности и
ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в
обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и
многое другое. На кого возлагается
ответственность за нравственное здоровье подрастающего поколения? На семью или
образовательные учреждения? Какие методы и средства следует использовать?
Основой
устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная психология
и педагогика считают ценностные ориентации (В.А. Сластенин, Г.А. Чижакова и
др.), термин этот чаще всего понимается как направленность субъекта на
определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и
предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают
как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный
жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор
между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу
своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора
является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь
формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором
поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется
сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В
сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую
совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.
Примечательно, что проблему формирования нравственных
ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи
решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени - с подросткового и юношеского. Однако
ведущие психологи XIX
– XX
столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э.
Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.
Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении
личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду,
так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления
ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться
не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно
период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация
нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае
не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно
сложно.
Формировать нравственное здоровье необходимо через
систему ценностей, на который следует ориентировать детей. Разработанные в
науке системы базируются на представления отечественной педагогики о
классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и
психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность - личность человека, его неповторимость, индивидуальность,
Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную
и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью,
труд.
Нравственные ценности не абстрактное понятие, они
тесно связаны с нравственными качествами, который также являются составляющими
нравственного здоровья ребенка. Это: жертвенная и деятельная ценность к людям –
требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление
совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих,
способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не
отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и
мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость,
справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность,
заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение
к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость,
стыдливость, способность слушать «голос совести».
Общеизвестно, какое важное значение имеет семья для
формирования полноценного нравственного здоровья, психического и
личностного развития. Именно в семье усваиваются, копируются образы
реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и
явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне,
близкой к тому процессу, который известный К. Лоренц назвал импринтингом (анг.
«запечатление образа»). Такой подход не требует специальной работы с детьми, но
делает значимым их отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к
нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством
чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев,
бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления
причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто
родители воспитывают детей своим собственным примером. Однако, в большинстве
случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот
почему на помощь родителям - речь идет о
формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой
помощи может осуществляться: во – первых, наблюдения в различных видах
деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся
индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей,
интересов, потребностей, переживаний (здесь уместно вспомнить замечательных
ученых как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С.
Мухиной).
Только опираясь на природные задатки и возможности,
«натуральные формы психики» (Л.С. Выготский), а также на индивидуальный
субъективный опыт, взрослый, может развивать систему потребностей, а
следовательно нравственное здоровье.
Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на
базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно –
исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия
преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках,
притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия
персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно
осознавать нравственные нормы и ценности.
Так, минуя рассудок (сознание), на рефлекторном уровне
формируется определенная система представлений и базовых ценностных ориентаций
ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.
В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы
ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи
между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах
детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку
ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и
продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о
нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут
быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового
детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.
Важно развивать в детях способность видеть в
поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать
другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность
сравнения и собственной оценки происходящего.
Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем
самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном
процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети
инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над
тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств
характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников
ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка –
родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и
методов воздействия.
В этом случае важно:
·
содействовать формированию у родителей
ответственности за создание благоприятного психологического климата;
·
обогащать родителей знаниями детской
психологии и педагогики, педагогической этики;
·
раскрывать особенности формирования
нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и
согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации,
тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для
писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя
или психолога.
Вышеперечисленные условия напрямую зависят от
личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть
высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и
свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической,
методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное
здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть
эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто
берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на
нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном
порядке. В противном случае слова, даже наполненные самой большой и высокой
мудростью, не будут иметь никакого веса и не принесут пользы. Однако, не
секрет: порой случаются срывы: никто не застрахован от ошибок. Как быть в таком
случае? Правильнее признать свою ошибку перед воспитанниками. Подобный подход
не только сохранит атмосферу доверия между взрослым и детьми, но и послужит
примером разрешения конфликтной ситуации.
Формула «воспитатель всегда прав» не может иметь
места в ДОУ. Важно, чтобы педагог был способен:
·
признать и принять собственное
нравственное несовершенство, «не опускать руки» от понимания своего
несовершенства. Важно решиться на самосовершенствование;
·
раскаиваться в своих проступках. Не просто
признавать их, а искренне сожалеть о содеянном, принимать решение больше этого
не повторять, и стараться держать свое слово;
·
быть требовательным и строгим к себе, со
всей ответственностью формировать привычку контролировать свои мысли, не
забывать о совести;
·
открывать сердце для добродетели.
Верить: если призовешь в свое сердце терпение, любовь, бескорыстие,
жертвенность, обязательно их обретешь;
·
взять за правило: не осуждать, не
говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность.
Стараться преодолеть в себе негативизм,
гневность, раздражительность и др.; гнать мысли осуждения и всегда помнить о
чем-то добром, значимом, связанном с человеком, вызывающем осуждение;
·
наполнять сердце благими мыслями: читать
книги, смотреть фильмы о любви, чья жизнь вдохновляет на добрые дела, кто мог
бы стать образцом для подражания;
·
находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало,
верить в то, что они могут стать порядочными, даже если совершают, казалось бы,
неблаговидные поступки.
Непременное условие успешности формирования
нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого,
понятие нравственного здоровья не появиться, так как дети не научатся любить
окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к
проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в
отношениях между воспитанником и педагогом, а также с близкими ему людьми
приведет к искажению у ребенка способности эмоционально откликаться на другого
человека. Ведь не случайно В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью,
горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце,
услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые
истины делает холодным и мертвым нравоучением, и потому бессильно над умом и
сердцем».
Таким образом, создавая условия для
формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей,
которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые
являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.
|